Развитие педагогической культуры родителей: формы работы
педагога с семьей
Ленинградский областной институт
развития образования
доцент каф. дошкольного образования
Тимофеева Н.В.
Развитие педагогической культуры родителей является одной из миссий образовательного учреждения. Роль педагога /воспитателя/ заключается во взаимодействии с родителями, влияющем на гармонизацию и совершенствование семейного воспитания. В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны и перемен в области образования, в связи с реализацией ФГОС ДО, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы, влияющие на процесс становления личности ребенка, роль которых невозможно переоценить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном значении, сколько, прежде всего, взаимопонимание, сотрудничество, содружество, содействие, сотворчество ДОО и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в образовательной деятельности в основном на свой собственный дошкольный опыт, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать воспитательно - образовательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Родители только тогда начинают стремиться к активному сотрудничеству с образовательным учреждением и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Как сделать образовательное учреждение открытой социально - педагогической системой, готовой к диалогу с социумом? Это вопрос, который каждодневно решается педагогом, работающим с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием культуры их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Отбирая наиболее целесообразные методы и формы работы с родителями педагогу следует помнить, что информация должна носить предупреждающий характер, иметь практическую основу, демонстрировать жизненный опыт и конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также методов и форм организации педагогического просвещения, которые заинтересуют родителей и вовлекут их в воспитательно - образовательный процесс.
Новая образовательная парадигма ФГОС ДО провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. А значит на родителей возложена ответственность за воспитание и качество образования детей. Взаимодействуя с родителями педагог преодолевает массу трудностей в работе: от кризиса недоверия до несовпадения личных позиций.
Современные семьи и сами родители сильно изменились:
• повысился уровень образованности родителей /многие имеют по два образования/
• проявляется мобильность родителей
• повышается материальный достаток отдельных семей /есть желание родителей к его росту/
• детско-родительское общение становится более интенсивным
• преобладают нуклеарные /двухпоколенные семьи/
• появилось больше информации о воспитании и развитии детей /благодаря изобилию научно-популярной литературы и практико-ориентированной информации/.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определили четыре направления работы с родителями:
• познавательное /призвано повышать психолого-педагогическую культуру родителей, способствовать изменению взглядов на воспитание ребенка в семье, развивать рефлексию; в данные формы входят: практикум, лекция, дискуссия, симпозиум, "круглый стол", дебаты, педагогический совет, педагогическая лаборатория, родительская конференция, родительское собрание, аукцион, вечера вопросов и ответов, родительские чтения, родительский тренинг, семейная гостиная, родительский клуб, дни добрых дел, дни открытых дверей, эпизодические посещения, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры и др./
• информационно-аналитическое /определяемое сбором, обработкой и использованием данных о семье каждого воспитанника; к данным формам относят: анкетирование, интервью, опрос, беседу и т.д. /
• наглядно-информационное /заключающееся в организации родительского всеобуча; данное направление определяет: сайт ДОУ в Интернете, "Летопись ДОУ", выставки детских работ, фотовыставки, реклама в СМИ, записи видеофрагментов организации различных видов детской деятельности, фотографии, информационные проспекты, газеты, тематические выставки, выпуски бюллетеней, издание информационных листков, создание буклетов, информационных стендов и уголков для родителей, использование СМИ для освещения проблем семейных воспитания и т.д./
• досуговое /призвано устанавливать теплые неформальные отношения между родителями и педагогами и более доверительные отношения родителей с детьми; это направление включает: совместные походы и экскурсии, семейные вернисажи, выставки детско-родительских работ, праздники, утренники, мероприятия (концерты и соревнования) и т.д./.
Реализация выбранной педагогом формы работы с родителями должна учитывать воспитательный потенциал каждой семьи:
-образ жизни семьи /мобильный, активный, пассивный, закрытый и т.д./;
-стадию жизнедеятельности семьи: с детьми дошкольного возраста, дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольного и подросткового возраста;
-характеристики семьи /проблемная, незрелая или зрелая семья, традиционная, неполная или полная семья и т.д./;
-характер стиля семейных взаимоотношений;
-национально-этнический состав семьи;
-конфессиональную принадлежность семьи;
-психолого-педагогические цели: общесемейные и личностные /культурные, материально-бытовые и др./;
-собственный потенциал семьи /социально-экономический, духовно-нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный и т.д./.
Современные формы и модели работы настолько обширны, что для педагога /воспитателя дошкольной группы/ реализация отдельных из них является определенной трудностью. Зачастую срабатывает стереотипное использование традиционных форм взаимодействия с родителями, данная приверженность обусловлена успешностью их реализации на практике. Вероятно, следует выделить отдельные формы и подробнее рассмотреть их:
• родительские лектории
• семейные гостиные
• встречи за «круглым столом»
• вечера вопросов и ответов
• семинары и педагогические практикумы
• тренинги для родителей
• ролевые игры
• родительские университеты
• дискуссионные клубы или собрания-диспуты (цель: выявить и согласовать разные точки зрения на проблему)
• презентации опыта семейного воспитания
• родительские чтения
• конференции
• родительские клубы
• творческие встречи педагогов и родителей
Рассмотрим одну из легких традиционных форм работы – консультация для родителей и одну сложную интерактивную форму – тренинг для родителей более подробно, остальные формы представлены в приложении № 1.
В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ «Организация родительского всеобуча» предлагаются варианты тематических консультаций для родителей:
• Одаренный ребенок и как ему помочь?
• Почему ребенок не хочет учиться?
• Агрессивный ребенок: особенности взаимодействия с ним
• Как развить внимание (память, воображение) у ребенка?
• Единственный ребенок: пути преодоления трудностей воспитания
• Поощрения и наказания: какими им быть?
• Тревожность ребенка: к чему это приведет?
• Бабушка испортила нам сына (дочь): так ли это?
Консультация - это достаточно распространенная форма работы педагога / воспитателя/ с родителями, но иногда требования к ее проведению нарушаются, т.к. она считается наиболее легкой в использовании и в специальной подготовке не нуждается, зачастую проводится спонтанно, в зависимости от возникновения той или иной проблемы деятельности воспитателя с детьми.
Рекомендуется придерживаться следующих требований к ее проведению:
-тема консультации должна быть актуальной /проводиться по запросам родителей, ребенка и воспитателя /;
-проблема, обсуждаемая на консультации, должна быть хорошо известна педагогу и рассматриваться им самим с различных позиций: ребенка, родителей и воспитателя /т.к. он демонстрирует уровень своей профессиональной психолого-педагогической компетентности/;
-проблема, обсуждаемая на консультации, должна быть хорошо известна педагогу и рассматриваться им самим с различных позиций: ребенка, родителей и воспитателя /т.к. он демонстрирует уровень своей профессиональной психолого-педагогической компетентности/;
-в ходе проведения консультации обе заинтересованные стороны должны активно высказывать свое мнение и отношение к проблеме;
-консультация должна проходить в психологически комфортной обстановке, атмосфере доброжелательности, созданной педагогом;
-в начале консультации педагог говорит о позитивных сторонах поведения и проявлений ребенка, а потом о проблемах, которые следует решать;
-не рекомендуется сравнивать детей друг с другом /можно говорить о прошлых успехах ребенка или недостатках, которые следует преодолеть/;
-педагог должен дать родителям практические рекомендации для решения проблемы;
-консультация в перспективе должна изменить реальное положение дел в лучшую сторону;
-содержание и результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних лиц.
Если консультация предлагается в печатном варианте, то родители должны написать на нее краткий отзыв, который сохраняется педагогом в папке «Воспитательная работа», т.к. это результат его профессиональной деятельности.
Одной из сложных форм работы с родителями является тренинг, зачастую его проводит психолог образовательного учреждения, иногда педагог, прошедший специальную подготовку.
Тренинг для родителей – это интерактивная форма работы, призванная изменить отношение родителей к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать контакты с ребенком более открытыми, теплыми и доверительными. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, только тогда его эффективность возрастает, а результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг обычно проводится с микрогруппой, состоящей из 4-6 человек /психологи считают, что одновременно участниками тренинга может быть целая группа родителей, до 16 человек/. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом ОУ, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Приведем пример структурных компонентов тренинга по теме:
«Азбука взаимопонимания»: 1.организационная часть – представление и знакомство родителей 2. игровые упражнения /«путаница», «поливаем огород», «колпак», «ястребы и ласточки»/ 3.тренинг на развитие навыков группового взаимодействия и создание атмосферы сплоченности в коллективе. 4.заключительная часть – упражнение, направленное на развитие памяти.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «моя первая двойка», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Критерии качественного тренинга
1. Новизна темы.
2. Структурированность и оригинальность подачи информации.
3. Новизна упражнений.
4. Практичность и понятность упражнений и игр.
5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни
6. Получение ответов на свои вопросы
7. Приятная и комфортная атмосфера тренинга.
Тренинг - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения, это форма коррекции взаимоотношений детей и родителей, что позволяет по-новому строить взаимоотношения, изменяет "Я – позицию" взрослого, способствует пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей. Воспитатель беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе, т.к. в тренинге изменяется значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.
Любая, выбранная педагогом, форма взаимодействия с родителями воспитанников имеет одну воспитательную цель – создать условия для счастливого проживания ребенком периода детства.
Образовательное учреждение – это своеобразный центр культуры, воспитания и психолого-педагогического руководства развитием личности ребенка, следовательно, педагогам нужно понимать, что от уровня их профессиональной компетентности в работе с родителями зависят не только детско-родительские отношения, выстроенные на гуманных основах, но проживание ребенком счастливого периода дошкольного детства.
В результате правильно организованная работа с родителями позволит:
1. Улучшить отношения родителей с ребенком, достичь между ними взаимопонимания
2. Понять какое место занимает ребенок в жизни родителей (безопасно, комфортно ли ему с ними)
3. Осознать родителям значимость своей роли и миссии, а также ответственности не только за своего ребенка, но и всех детей /и в частности группы/
4. Формировать педагогическую рефлексию и оптимистический взгляд на детей и семью
5. Проявлять солидарность, сплоченность и активность родителей в воспитательном процессе образовательного учреждения.
Таким образом, объединение усилий педагога / воспитателя/ и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь деятельности педагогов с семьями воспитанников должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.
Показателем успешности в этом случае будет являться умение воспитателя сделать родителей своих воспитанников союзниками педагогических изменений. И в этом ему помогут новые методы, формы и приемы работы, позволяющие сделать процесс взаимодействия с родителями оптимальным и целостным.
Воспитателю следует помнить, что сообщество педагогов и родителей организуется на паритетых началах, но эффективность воспитания подрастающего поколения зависит от активности обеих сторон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий